Эпиграф:
Истинным бичом для несчастных учеников являются германские правители XVIII века. Мы не видели ни одного ученика, который не получил бы самым жалким образом единицы за «германских правителей в XVIII веке».
Пусть кто-нибудь попробует запомнить эту тарабарщину, годную только для сухих тевтонских мозгов: великому курфюрсту бранденбургскому Фридриху Вильгельму наследовал сын его просто Фридрих. Этому Фридриху наследовал опять Фридрих Вильгельм. Кажется, на этом можно бы и остановиться. Но нет! Фридриху Вильгельму наследует опять Фридрих!!
У прилежного ученика усталый вид… Пот катится с него градом… Ффу! Ему чудится скучная проселочная дорога, мелкий осенний дождик и однообразные верстовые столбы, без конца мелькающие в двух надоедливых комбинациях:
— Фридрих Вильгельм, просто Фридрих. Опять Фридрих Вильгельм, просто Фридрих…
Когда же ученик узнаёт, что «опять Фридриху» наследовал его племянник Фридрих Вильгельм, он долго и прилежно рыдает над стареньким, закапанным чернилами Иловайским…
«Боже ж мой, — думает он. — На что я убиваю свою юность, свою свежесть?»
Аверченко, "Новая История" (из "Всеобщей истории, обработанной "Сатириконом")


Не могла удержаться от этого эпиграфа, так как в нем есть правда - на первый взгляд все эти Фридрихи и Фридрихи Вильгельмы сложно различимы. Но вообще-то – нет. Ниже – вкратце о курфюрстах Бранденбургских, начиная с Фридриха Вильгельма Первого, «Великого Курфюрста», как его называли, прадедушки нашего главного героя.


Цитаты:
«На мече и науке должно быть основано значение этого государства без прошлого, с одним только будущим».
«Хотя союзы и могут быть достаточно хороши для обеспечения безопасности, однако собственная армия — лучше».

А еще вот: «Никакой союз не должен дальше сохраняться, если он достиг своей цели, и никакой договор не обязательно соблюдать вечно» - его правнук тоже будет часто действовать таким образом

Основные даты и события правления см. в «Хронологии», а мы вкратце о характере и личности: в 14 лет был отправлен отцом в Голландию, изучал право и историю в Лейденском университете, в 18 лет был отозван в Пруссию. Собственно, есть свидетельства о его прохладных отношениях с отцом. Не будем углубляться, но запомним, так как тенденция.
Взошел на престол двадцатилетним, получив от своего недальновидного отца земли, разоренные Тридцатилетней войной, продолжавшейся уже 22 года.
читать дальше